Налоговые споры

Обязательные налоговые выплаты являются важной финансовой составляющей государства и одним из наиболее непростых вопросов в плане реализации и контролирования.  Налоговый спор – это ситуация, возникающая в случае, когда налогоплательщик не согласен с решением налоговой инспекции по тем или иным вопросам, касающимся налогообложения. Чаще всего подобные ситуации возникают после процедуры проверки физических и юридических лиц.

 

В основе споров лежат разногласия между плательщиками, налоговыми агентами, а также гос. органами и должностными лицами, возникающие по поводу правоприменения определенных финансово-правовых норм. Существуют следующие виды налоговых споров:

  • инициируемые налоговым органом;
  • начатые по инициативе физлица (налогоплательщика).

 

ОБЖАЛОВАНИЕ НЕНОРМАТИВНЫХ АКТОВ

Согласно действующему законодательству каждое лицо в праве обжаловать ненормативные правовые акты, если по мнению субъекта были нарушены или ущемлены его права. Под этим подразумевается работа, совершенная полномочным представителем налоговой организации, регламентирующая действия плательщика сборов и содержащая обязательные предписания. Нормативно-правовые документы имеет право издавать только Министерство Финансов Российской Федерации. Налоговые службы вправе выпускать и основываться лишь на ненормативных актах.

 

Досудебное урегулирование спорных ситуаций – оптимальный способ разрешить конфликт без обращения в суд. Это значительно снижает нагрузку на судебную систему и позволяет повысить качество работы налоговых организаций. Физлицо имеет право составить обращение по обжалованию деяний налоговых и фискальных служб. Жалоба подается в письменном виде в вышестоящую инстанцию. Она направляется в адрес того органа, чья деятельность оспаривается. Данная процедура проводится несколькими способами:

  • через канцелярию или приемное окно налоговой организации;
  • отправление заявления по почте или посредством телекоммуникационных каналов;
  • через личный кабинет на портале «госуслуги».

 

ОБЖАЛОВАНИЕ НЕЗАКОННЫХ ДЕЙСТВИЙ

Апелляция нормативных актов индивидуальными предпринимателями или организациями осуществляется посредством подачи искового заявления в арбитражный суд, а для физлиц – в суды общей юрисдикции. Иски рассматриваются в соответствии с существующим законодательством РФ.

 

Определенная деятельность должностных лиц часто нарушает процедуру оформления при проведении налоговых проверок выездного характера. Также государственными организациями неправильно применяются налоговые санкции и неверно интерпретируется порядок и правила исполнения обязанностей по уплате налогов.

 

Чаще всего требования плательщика удовлетворяются в вопросах правомерности начисления налога на прибыль, пользования автодорогами, содержания жилья. Судебное решение в пользу плательщика принимается и в том случае, если налоговыми структурами не соблюдались требования по описанию характера нарушения, не были представлены ссылки на первичную документацию или существуют противоречия, неясности при том или ином налоговом правонарушении.

 

НАЛОГОВЫЕ ВЫЧЕТЫ

Каждый гражданин РФ, получающий доходы, которые облагаются 13% ставкой, имеет право на получение налогового вычета. Данная сумма выплачивается с учетом ранее уплаченных взносов, например, при приобретении квартиры, расходами на обучение, лечение, реабилитацию. Размер вычета соответствует отчисленным в процентном соотношении средствам. Подача декларации осуществляется в любое время года. Данные вычеты не могут получать лица, не имеющие официальных источников дохода (безработные), а также предприниматели, находящиеся на специальных налоговых режимах. Общий алгоритм получения вычета включает сбор необходимых документов (и их копий), заполнение и подачу декларации в налоговую инспекцию. Через некоторое время на указанный расчетный счет поступят денежные средства.

 

ОСПАРИВАНИЕ РЕШЕНИЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕРОК

Процесс налоговой проверки проходит в несколько этапов. На любой стадии плательщик сборов вправе высказать несогласие с выводами и деяниями проверяющей инстанции. В ходе инспектирования можно подать жалобу в любой вышестоящий орган, в том числе и прокуратуру. Допускается форма несогласия, которая составляется в течение двух месяцев после окончания выездной проверки и не позднее 10-ти дней после камеральной. Данный вид жалобы называется «апелляционный».

 

Возражения принимаются в письменной форме и подтверждаются документально. При подготовке необходимо составить перечень прикладываемых документов. Активная позиция в ходе проверки позволит налогоплательщику отстоять свои интересы в суде. В некоторых вопросах следует прибегать к помощи юристов.

 

ВОЗВРАТЫ ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫХ НАЛОГОВ

Лишние выплаты возвращаются по письменному заявлению плательщика и осуществляется в течение 30 дней с момента его получения. Если в установленный срок средства не возвращены, это является основанием для начисления процентов на эту сумму. Налогоплательщик имеет право подать в суд в случае несоблюдения данных требований. Принудительный возврат по переплатам возможен в течение 3-х лет после некорректного начисления.

 

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Российским законодательством предусмотрена юридическая ответственность за уклонение от уплаты налогов и несоблюдение процедуры постановки на учет в налоговой организации. НК РФ рассматривает конкретные виды правонарушений и предусматривает санкции за их совершение. Административная ответственность регламентируется ст. 15.1-15.11 КоАП РФ.

 

ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ВЗЫСКАНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ С РАСЧЕТНОГО СЧЕТА ОРГАНИЗАЦИИ

Основаниями для блокировки счетов служит несоблюдение требований об уплате налога, пени, штрафа, факт просрочки подачи декларации, неисполнение решений суда. Плательщику или организации дается право оспорить данный правовой акт. Взыскание будет временно прекращено на время судебного процесса только при подаче заявления с просьбой о ходатайстве о принятии необходимых мер в отношении финансов. Если оно будет удовлетворено, налоговая не в праве списывать со счетов спорные суммы. В противном случае начало арбитражного разбирательства не препятствует налоговому органу взыскивать недоимку по налогам со счета предприятия.